petland.org.ua - сайт о домашних питомцах

Историко-географический экскурс в историю происхождения кошки. Часть вторая

кошки в средневековьеШли века, и маленькие пушистые спутники человека продвигались всё дальше и дальше на север и запад Ойкумены. На территории Западной Европы, в Галлии, домашней кошки до римлян и германцев не было. Среди животных, изображённых в расписной керамике гончаров Аллье (за несколько веков до нашей эры), имеются собаки, овцы и даже лошади. Но кошки, увы... нет.

Она появится позже, в эпоху, когда Римская империя переживёт свой последний подъём. В обозах легионеров она перевалит через Альпы и попадёт в Западную Европу. Конечно, то будут лишь отдельные зверьки, но от поколения к поколению они распространятся по обширным областям.

Во Франции, как и в Испании, до кошек для борьбы с грызунами использовали мелких хищников. Чаще всего ласку, а также маленькое грациозное животное генетту, пропорциями тела напоминающую кошку. В молодом возрасте генетта легко приручается, и в течение довольно долгого времени она будет занимать законное место в замках рядом с другими любимыми животными — собаками, обезьянами, птицами. После битвы при Пуатье (VIII в.) для рыцарей был даже утвержден Орден генетты. Почему же померкла её слава? Генетта была отстранена от привычной семейной жизни из-за своего специфического запаха, выделяемого особыми железами и присущего всем виверровым. Кроме того, в неволе генетты размножаются плохо, в то время как кошек обвинить в этом никак нельзя.

Да, разными дорожками и тропинками пробиралась кошка, завоёвывая Европу. И хотя её частенько несли с собой монахи, она уже перестала быть божеством. Но монахи были ещё и просветителями, они учили население использовать это животное по назначению! Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она — это любопытная подробность!— не только была хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. Существовало графство Кейтнесс «Кошачье»... А герцог Сазерленд ещё и дюк Кэт — «Кошачий герцог».

Очень рано, ещё на заре нашей эры, Британские острова стали местом селекции и разведения кошек. Правитель Уэльса Хоуэлл Дха издал в 940 году «Закон о содержании ценного животного» — кошки. В одном посёлке должно иметься 9 построек, одна печь, один плуг, одна маслобойня, один бык, один пастух, один петух, одна кошка. Собака не предусматривалась! По цене кошка приравнивалась к бычку или жеребёнку. Тот, кто украл или убил кошку, охранявшую амбары феодала, обязан был возместить убытки овцематкой или зерном, его надо было сдать столько, чтобы оно полностью покрыло кошку, которую держали за кончик хвоста, а нос её при этом касался земли. Без сомнения, это было дорого! Указ Хоуэлла устанавливал требования к кошке: она должна хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, быть мышеловом, прилежно воспитывать котят, не поедать их и не очень часто требовать кота. Если после покупки, вскрывался какой либо недостаток, треть стоимости возвращалась.

Важное обстоятельство способствует быстрому распространению кошек — в Европе появляется новое животное, с которым теснейшим образом связана дальнейшая судьба кошки... Страшная напасть появилась неожиданно. Рыцари, возвращавшиеся из «святых земель», привозили, сами того не ведая, в трюмах кораблей и на телегах безбилетного пассажира. Речь идёт о чёрной крысе, разносчице чумы, причине гибели целых народов. Первый раз о ней заговорили в XII веке. Выходец из Центральной Азии, она молниеносно захватила Ближний Восток, превосходно приспосабливаясь к любым условиям и продвигаясь всё дальше на запад. Не помогали никакие капканы (расходы на них имеются в любой смете у хозяев средневековых замков), никакие яды — ничто не могло остановить крысиного нашествия. И именно кошки окажутся единственными хозяевами ситуации, их ловкость и боеспособность станут решающим фактором, дадут им преимущество над ласками, генеттами и другими мелкими хищниками. Отныне они станут согражданами в полном смысле этого слова. Из гостей превратятся в необходимых спутников и — спасателей. Наконец-то!

По преданиям, идущим из глубины веков, кошки были давно известны на Дальнем Востоке. Не ясно только, как они туда попали. Скорее всего, процесс одомашнивания шёл здесь самостоятельно, и предками дальневосточных кошек стали дикие животные, обитающие в этом регионе. Первыми, кто подружился с кошками, были монахи, скрашивающие этой дружбой тяготы уединённого монастырского жития. Четвероногими товарищами отшельников были отнюдь не священные бирманские кошки, как об этом говорят многочисленные, но лишенные оснований предания (эта порода была выведена сравнительно недавно благодаря планомерной селекции).

В Срединном царстве (I тысячелетие до нашей эры) кошек с успехом использовали по назначению в амбарах и погребах. Это и понятно: ведь речь шла о стране с несчётным числом жителей и беспощадными правителями, где существование зависело от того, что вырастет на земле. Мышей в тогдашнем Китае было едва ли меньше, чем крыс, и люди, до того как узнали кошек, вряд ли имели иное действенное средство для борьбы с этим опустошительным бедствием. В богатом китайском языке примерно в VI веке до нашей эры появляется слово «мао», обозначающее кошку, которое легко сопоставимо с «мяу». Глагол «мияо» — оберегать зерно и «мао» — «кошка» обозначаются одним иероглифом, что характеризует назначение животного.

Люди быстро приметили, что, если в доме есть хотя бы одна кошка, это уже гарантирует защиту от непрошеных гостей в кладовых и долгое время заставляет их держаться подальше. Так постепенно животным стали приписывать волшебные свойства. В некоторых китайских провинциях в течение 11 дней над дверью комнаты роженицы подвешивали клок кошачей шерсти: этот талисман должен был обеспечить счастливое будущее новорожденного. В других районах считали, что кошка, наоборот, предвещает нищету в той семье, в которой появляется.

У японцев, которые получили кошку из Китая, первые зверьки ценились очень высоко, и их покупали только помещики. Крестьяне, мельники и пекари, которые отчаянно нуждались в проворных мышеловах, были рады даже соломенным муляжам, контурным рисункам и фигуркам кошек. Японские шелкоделы использовали керамические изображения кошек и копии скульптур для отпугивания крыс! Маленькие создания занимают значительное место на эстампах таких известных мастеров японского искусства XVIII и XIX веков, как Утамаро, Монотого Хирошиге и Утаваи Кугийоши. В некоторых их композициях кошка представлена с лапкой, приподнятой до уровня глаз, знак удачи!

Обладание кошками — одна из привилегий японской знати. В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось преподнести ему кошку, выращенную в императорском дворце. Разумеется, таких кошек держали не для ловли мышей и крыс. Они служили праздности, как, впрочем, и их знатные хозяева, и питались с серебряной и золотой посуды. Несколько столетий спустя, когда они уже были собственностью каждого, дальневосточные кошки испытали все тяготы, какие вынесли их европейские сородичи. К ним относились с недоверием, полагая, что в них заключены потусторонние силы, будь то демоны или колдуны, приносящие в дом несчастье. Шло время, суеверия не исчезали, между тем как крысы и мыши множились. И вот уже согласно декрету, принятому в начале XVII века императорскими властями, штрафу подвергаются те, кто мучал, калечил, продавал, покупал или утаивал кошек. В легендарной серии сказок «Некомате» символ счастья представлен в облике призывно помахивающей лапкой кошки Манеки-неко (по-японски «неко» — кошка). И сегодня Манеки-неко — любимый сказочный персонаж японских детей.

В Древней Индии кошка также была объектом всеобщего уважения, оставаясь при этом и жертвой дискриминации. В самом деле, если буддизм проповедовал любовь и защиту всех животных, то кошкам почему-то в этом было отказано. Легенда рассказывает, что во время погружения Будды в нирвану вся звериная порода была приглашена на церемонию. Но кошка проспала и прибыла на место встречи с опозданием, что было непростительно. Этим и объясняется такое отношение к кошкам.

Но вернёмся в Европу. Здесь в средние века кошка из доброго гения неожиданно превратилась в дьявола. Служители магов, союзники ведьм, злодеи... Чего только не придумывали, чтобы оправдать пытки, которым были подвергнуты эти бедные животные! Сердце сжимается, когда читаешь документы, где описываются их страдания, и нельзя не испытывать чувство стыда, вспоминая жестокость — союзницу глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. Христианство отказывало кошкам в праве на существование. Возможно, здесь повинно то обстоятельство, что они играли известную роль в мифах германцев и, следовательно, воспринимались как воплощение язычества. Конец мирной дреме на тёплых печках оставшихся в живых мышеловов пришёл тогда, когда папа Иннокентий VIII, прозванный в Германии «невинным» (конец XV в.), издал печальной известности указ. В нём колдовство и поклонение дьяволу были представлены как реальность, против которой церковные власти должны бороться со всей строгостью. Во многих случаях эта папская булла служила средством устранения неугодных сограждан.

Вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и их кошки, которые также должны были предстать перед инквизицией. Постоянно усиливавшаяся на протяжении трёх столетий охота на ведьм достигла апогея в XVI—XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности чёрной масти, давало повод к обвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Во времена, когда понятие о человечности не имело никакой ценности, заботила ли кого-нибудь судьба бессловесной твари? о кошках

Впрочем, знать охотно держала при дворах самых различных домашних животных, в том числе и кошек, если в них была необходимость. Поэтому дворяне далеко не всегда поддерживали гонения и издевательства над животными со стороны клерикалов. Крысы между тем, оставленные в покое истреблёнными и покалеченными кошками, быстро размножались, заполняя города и деревни. Целыми полчищами они разгоняли последних кошек и удобно устраивались в каждой сточной трубе и в каждом доме.

У Якоба Гримма, который вместе с братом Вильгельмом стал известен благодаря изданию немецких сказок, мы можем прочесть о том, что истоком травли послужило предание, появившееся в Европе после Тридцатилетней войны. В нем говорилось об одной 20-летней кошке, которая превратилась в колдунью и потом уже из древней старухи снова сделалась кошкой. Суеверие, будто ведьмы оборачиваются кошками, так как в этом обличье им легче вершить свои тёмные дела, сохранялось вплоть до конца прошлого столетия.

До сих пор отголосками этих бредней остаются толкования некоторых снов. Увидев кошку во сне, многие люди ждут неприятностей, предательства, лжи. Если во сне вы боретесь с кошкой и её когти ранят вас, вы можете ожидать страдания от болезни. Вам снится кошка в гневе — готовьтесь к семейной ссоре. А когда дерутся разъярённые звери — нужно ожидать крупную ссору. Тот, кто во сне побил или убил кошку, задержит грабителя. Но зато появление во сне красивой белой кошки обещает богатство тому, кому посчастливится её увидеть.

Магическая взаимозависимость, которая, по мнению средневековых европейцев, существовала между кошкой и приходящим в дом несчастьем, отражалась в разнообразных обычаях многих стран. Прежде всего, это был обычай «строительных жертв». Смысл его заключался в том, что при постройке здания в его фундамент замуровывали живую кошку или её труп. Жертва должна была отвращать от живущих в доме болезни, смерть, удары молнии и иные несчастья.

В новейшее время — и более всего в Англии! — эти жертвенные трупики находят при сносе старых зданий. При разборке Тауэра в Лондоне в одной из каменных кладок был обнаружен высохший труп кошки, жившей в XVII столетии и едва ли случайно попавший в стену. В другом месте были зверьки, специально убитые и замурованные со вложенными в их пасти крысами, мышами или птицами. В соборе Крайстчерч в Дублине под каменной кладкой в основании органа были найдены кошка и мышь. Вероятно, их замуровали для острастки грызунов, которые с удовольствием обгрызали лучшее, что было в церкви,— кожаные меха органа. Часто кошек клали под порог дома или в деревнях под двери хлева, надеясь этим оградить дом от заразных заболеваний и эпидемий. Но если болезнь всё же заглядывала в дом, кошкам приходилось расплачиваться за это жизнью.

Захоронение кошек в полях и под плодовыми деревьями производилось не столько как колдовство, сколько как действо, благотворно влияющее на урожай. В основе этого обычая лежало представление о том, что кошка приносит плодородие почве. Как и многие другие мистические действа, захоронение производили при лунном свете в полночь, в «час духов». В Богемии существовал обычай задабривать «духов земли», принося им в жертву кошек и тем самым удобряя почву в саду. В Семигорье и Померании считали, что, захоронив кошку, хозяин убережёт сад от воровства. Закопав на поле до начала сева чёрную кошку, ожидали ускорения всходов. Этот символ плодородия сохранился и в наши дни, правда, уже в безобидной форме, как народное поверие в Дофине близ франко-итальянской границы. Там перед началом и в конце косовицы кошку — не обязательно чёрную, но обязательно добродушную — убирают цветной бахромой, колосьями и васильками. А после праздника и танцев девушки снимают с кошки наряд.

В те далёкие и не очень далёкие времена, когда врачи и аптекари предлагали пациентам сушёных кротов, жжёных мышей, куриные желудки, другие потроха и даже экскременты, «тёмные силы» кошек также служили медицине. Шарлатаны приготовляли из мяса, жира, крови и мочи кошек экстракты, мази и пластыри, которые применялись при всех хворях — от эпилепсии до геморроя. В качестве чудодейственного средства от прострела или ревматизма прописывались припарки на спину из разогретого мяса кошки. Позднее вместо мяса стали использовать мех, причём лечебным считалось вовсе не его свойство хранить тепло, а некие магнетические силы...

Бесчисленное число кошек жертвовали шкурками ради утепления людских ушей. Их использовали и для удаления бородавок, с которыми издавна были связаны суеверия о кошках. К примеру, девятикратное прикосновение к хвосту дохлой кошки гарантировало успех дела, если это происходило под молодым месяцем. Сегодня подобные действа вызывают смех, но ещё два-три поколения назад многие невежественные люди, особенно в деревне, верили, подобно Тому Сойеру и его другу Геку Финну, в эффективность таких манипуляций. Верят и поныне! В 1981 году в США в списке бестселлеров 21 неделю держалась книга «101 практический совет по применению дохлой кошки», разошедшаяся тиражом 2,1 миллиона экземпляров!

Плодовитость кошек послужила поводом к тому, чтобы считать их «любовными колдунами». В средние века из кошачьих мозгов приготовляли любовные притирания, которыми умащивались соответствующие части тела. В одной из врачевальных книг, вышедшей в XV веке в Швейцарии, говорилось, что против ослабления детородной способности помогает блюдо, приготовленное из кота, который был в детстве кастрирован. Против бесплодия, а также для облегчения родов нужно принимать порошок из кошачьего последа; кошачья селезёнка якобы помогает при сильной кровоточивости, а питьё из крови кота будто бы придаёт мужественность и способствует победам над женщинами. Многие из этих рекомендаций даны ещё римским врачом Галеном, жившим во II веке нашей эры.

Но, как ни сильна была власть предрассудков, им всё же пришлось бежать, как крысам с тонущего корабля, под свист паровых машин нового времени. В 1808 году в Вене выходит в свет «Естественная история для школьных учителей и почитателей этой науки» в трёх книгах, написанная Д. Функе. В ней доказано, что кошка — полезное животное и нужна для борьбы с грызунами.

Было бы странно, если мы, поговорив о кошках — жительницах Западной Европы, стран Дальнего Востока, не упомянули о наших соотечественницах. Первые кошки появились на территории нашей страны в древнем Урарту и Ольвии в VII—VI веках до нашей эры, потому что эти государства имели обширные связи с древним миром, в частности с Египтом. Скифы тоже знали кошку, но в курганах обнаружена пока лишь одна косточка домашней кошки. В V—VIII веках нашей эры они уже жили в Прибалтике, а в Х—XIII — на землях Древней Руси, правда, были малочисленны: в Ярославском Поволжье в курганах Х—XI веков останки кошек обнаружили лишь в двух из двухсот.

Теперь о том, как ценилась кошка. Гривна — слиток серебра весом 205 граммов. Она делилась на ногаты (20-я часть) и куны (50-я часть). За куну можно было пообедать, правда неплотно. Так вот, в своде законов Древней Руси «Правосудье митрополичье», составленном в XIV веке, устанавливался штраф за украденное животное. За голубя платили 9 кун, за утку, гуся или журавля — 30 кун, за лебедя — 70 кун, за корову — 40 кун, а за кошку, собаку или вола — 3 гривны. Кошка приравнивалась по цене к волу! Это деньги немалые. А вот ещё одна статья судебника, уникальная в своём роде и приравненная к уложениям древних государств, в частности Египта: «А кто собаку убьёт, ли кошку — вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку — вместо кошки»... Так постепенно кошка становилась неотъемлемой частью русского деревенского и городского быта.

Н. Непомнящий
«Кошка в вашем доме»

Источник: murlokatan.narod.ru

petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
Родословная – какой она должна быть

Содержание красноухих черепах

Шиншилла — фантастическое домашнее животное

Освещение аквариума

Хонорик – домашний хорек.

Общие рекомендации по приобретению здорового котенка или щенка

Кто такой далматин?

Кошачьи приметы

Щенок растет

Попугаи

Гостиница для домашнего любимца

Чем опасна весна для домашних питомцев?

Как путешествовать с кошкой?

Когда умирают домашние питомцы

Домашние питомцы знаменитостей

Прежде чем привести собаку домой

Хомяковые, хомяки

Домашние животные и дети

Бурундуки или земляные белки

Планета людей против планеты крыс

Немцы тратят на домашних животных более 3 млрд. евро в год

Лунные кошки на земле

Зоосфера 2007

Половина британских собак и кошек страдают ожирением

Полис для домашних животных

Домашние животные и рождение ребенка

Взгляд на мультимиллиардный оборот услуг для домашних животных

Знакомьтесь, морские свинки

Змеи — наши друзья

Есть ли права у животных?

petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах petland.org.ua - сайт о домашних питомцах
      © 2008 Petland.org.ua